Прыжок через козла (рассказ)В Днепропетровске стояла зима 1984-85 учебных годов. К корпусу механико-математического факультета ДГУ отовсюду стекались толпы студентов. Они спешили на первую пару или ленту, как здесь говорили. Из переулка, который находится в домах частного сектора, вышел молодой человек с сумкой через плечо, в которой лежали общие тетради. Это был Валера Петров-Иванов, студент ММФ ДГУ. Окончив школу, он поступал на физфак МГУ, но не набрал баллов. После службы в армии и работы на производстве он приехал в Днепропетровск, чтобы продолжить свое образование. Петров-Иванов был лучшим студентом на своем потоке, преподаватели уважали его за то, что он хорошо разбирался в их предмете. Петров-Иванов собирался переходить дорогу и увидел на противоположной ее
стороне Мишу Пекарского, 18-летнего студента из его группы. Прошлым летом Миша
поступал в МФТИ, но тоже не набрал баллов. Он занимал на потоке второе место
после Петрова-Иванова по глубине мысли. Приближался новый календарный год и зимняя сессия. Петров-Иванов заранее получил "автоматом" зачеты по всем предметам и теперь ходил только на лекции. У Миши тоже уже имелись зачеты по многим предметам. Все было бы хорошо, если бы по физкультуре не надо было сдавать прыжок через коня. Студентам, не овладевшим этим искусством, Косенко, преподаватель физкультуры, велел притащить козла и прыгать через него, постепенно отодвигая от него подкидную доску. После нескольких таких прыжков почти все смогли прыгнуть через коня, но Миша, имея изрядную долю дальнозоркости, подбегая к козлу, не мог сориентироваться и бессильно опускал руки. Перед ним возникала перспектива ездить в спортзал во время подготовки к экзаменам, тренироваться и надоедать физруку, пока тот не поставит ему зачет. Если бы Миша хорошо играл в шахматы, то у него имелась бы возможность получить зачет чисто шахматным путем, но к шахматам Миша был равнодушен. Петров-Иванов знал об этом и несколько дней размышлял, как ему помочь. Наконец, он придумал дьявольски изощренную вещь, воспользовавшись последними достижениями мировой научной мысли. - Я вспомнил один интересный парадокс,- сказал он Мише.- Если бросать наугад монету, то некоторые комбинации гербов и решеток выпадают впервые чаще других, причем для любой комбинации есть лучшая, которая впервые выпадает чаще нее. Это было сказано таким будничным тоном, как будто речь шла о том, что если
кошку бросать на землю, то она всегда будет падать на лапы. Миша ничего не понял
и, чтобы сосредоточиться, поправил пальцем очки. Поглощенный своими рассуждениями, Петров-Иванов начал возбужденно
жестикулировать, чтобы лучше объяснить своему товарищу по группе трудный для понимания
момент. Некоторые спешащие на занятия студенты начали обращать на них внимание,
но Петров-Иванов не замечал этого. Он решил разъяснить суть на примере с
тремя шахматистами А, В и С. Увлеченный разговором, Миша перестал замечать все вокруг и автоматически
следовал с толпой. Последний аргумент с коленной чашечкой полностью убедил Мишу в правоте старшего
друга, авторитету которого он доверял, и Миша больше не пытался возражать. Друзья уже поднимались по ступеням учебного корпуса, когда Петров-Иванов
сообщил цель их разговора: Ребята уже взбирались по лестнице. Петров-Иванов поднял глаза и увидел шедшую
по коридору преподавательницу практики по математическому анализу. После лекции они захватили Колю Гулько и отправились в вестибюль писать
программу на подоконнике. Петров-Иванов рассуждал вслух, а Миша проверял, чтобы
не было ошибок. Коля безучастно стоял у окна и шевелил пальцем в носу. Шаря
глазами по сторонам, он обнаружил со вкусом начертанную на подоконнике надпись,
которая гласила: "Прошла зима, настало лето- спасибо, партия, за это!". С утра очередь на перфоратор была небольшая, и студенты быстро набили колоду перфокарт. Минут через пятнадцать Коля уже выносил распечатку на оберточной бумаге, где в куче системных сообщений ребята не сразу обнаружили таблицу примерно такого содержания: 000 001 010 011 100 101 110 111 000 * 0.498 0.397 0.402 0.125 0.415 0.298 0.499 001 0.500 * 0.663 0.668 0.250 0.618 0.500 0.700 010 0.605 0.336 * 0.504 0.499 0.495 0.383 0.581 011 0.596 0.336 0.494 * 0.501 0.501 0.749 0.876 100 0.872 0.748 0.501 0.500 * 0.496 0.338 0.598 101 0.581 0.379 0.500 0.499 0.504 * 0.336 0.600 110 0.701 0.497 0.626 0.249 0.665 0.665 * 0.502 111 0.500 0.304 0.414 0.124 0.401 0.401 0.503 *- Ну что, похоже на правду,- заключил Петров-Иванов, внимательно разглядывая столбцы цифр. Он подчеркнул максимальное число в каждом столбце.- Вот видишь, обратился он к Мише,- в каждом столбце есть число, которое больше одной второй. Если бы таблица была точной, то мы бы увидели, что в каждом столбце имеется число, которое не меньше двух третей. Это и означает то, что я тебе говорил утром. Машина не обманывает! После того, как Косенко выберет свою комбинацию, ты в ее столбце находишь максимальное число и в его строке читаешь комбинацию, которая выигрывает против нее с вероятностью, не меньшей двух третей. Потив трех нулей выигрывает 100, против 100 выигрывает 110, против 110 выигрывает 011, против 011 выигрывает 001, против 001 выигрывает 100. Нетранзитивный круг замкнулся!- сказал Петров-Иванов, торжествующе потирая руки.- Комбинации 000 и симметричная ей 111 - самые слабые, они не выигрывают ни против одной комбинации, в их строках нет чисел, больших половины (не считая погрешностей счета). А вот комбинация 001 и симметричная ей 110- самые сильные, они выигрывают против четырех других троек. Но и на них находятся более сильные тройки! Вещь поразительная, проверить можно - понять трудно. Если бы мы взяли не тройки, а четверки исходов, то средняя вероятность выигрыша была бы еще выше. Пообедав в столовой, часа через два Петров-Иванов, Миша и Коля уже подходили к спорткомплексу, который находился недалеко от корпуса мехмата. В преподавательской собралось несколько студентов, которые плохо подтягивались на турнике и отжимались на брусьях, но неплохо играли в шахматы. Петров-Иванов увидел здесь студентов с истфака и студента-филолога, который однажды очень удивился, узнав, что из четырех слов можно составить аж двадцать четыре предложения. Тогда Петров-Иванов предложил положить этот факт в основу его будущей кандидатской диссертации. "Неужели эти филолухи и знатоки законов царя Хаммурапи и дат проведения съездов и конференций ВКП(б) умеют играть в шахматы?",- с удивлением думал он. По своей странной особенности, с теми студентами, которые не могли сдать зачет, физкультурник играл в шахматы, и тому, кто устойчиво у него выигрывал, ставил его. Для остальных предсессионные мучения затягивались. По-видимому, он считал, что если кто-то не сдает физические нормативы, то этот студент должен хотя бы прилично играть в шахматы. Ребята скромно дожидались своей очереди, чтобы предложить физкультурнику
новую интеллектуальную игру, в которую выигрывает тот, кто глубже, а главное,
заранее думает. Забавно было видеть, как Косенко то и дело попадается на
пионерские комбинации и получает один детский мат за другим, но упорно пытается
отыграться. Партии были в стиле Морфи-NN или Морфи-Консультанты. Разгоряченный
азартом борьбы и духотой в преподавательской, физрук порозовел, как осьминог
во время опасности. После этого за дело взялись Петров-Иванов и Миша. Природа наградила
физкультурника быстрым умом - не прошло и десяти минут, как он начал понимать
правила игры. Петров-Иванов бросал двухкопеечную монету, Коля вел на бумажке счет. Подвоха
как будто не было, но физкультурник сильно отстал в счете. Тогда он решил
сменить комбинацию. "Теория-теорией, но чтобы выпало три герба подряд - это
маловероятно",- подумал он. Гений тенниса расписался и отправился играть в игру не столь интеллектуальную, но зато для физкультурников престижную. Ребята спустились со второго этажа и выходили из корпуса, обдуваемые с боков
подогретым воздухом. Уставшие студенты брели в сторону остановки троллейбуса. Петров-Иванов
переключился на свои мысли. Возможно, он вспоминал одну из пятидесяти четырех
теорем, которые будут через две недели на экзамене по матанализу. Ребята
проходили перед корпусом ММФ. © IQFun.ru, 1996 г. ![]() Опубликована 19.11.2021 большая база анаграммных фраз множества авторов.Докажите, что вы не чат-бот! 18.11.2021 Тест - викторина № 82 на знания, ассоциации и чувство юмора.Опубликована 1-я серия мультсериала "Математический кружок": 23.10.2019 "Великая теорема Стёпы Мошкина".Как я озадачил Бронштейна, 07.06.2019 показав гроссмейстеру свю трёхходовку.На AlaFun.ru возник 27.09.2018 новый стишок-антипод.Слово - анаграмма - метаграмма. 16.06.2018 Юмористическая викторина № 81.Вставьте буквы вместо точек. 31.05.2018 Словесный тест IQ № 80.На AlaFun.ru возник 21.05.2018 новый стишок-антипод на неувядающую классику.Слово - анаграмма - метаграмма. 26.03.2018 Юмористическая викторина № 68, дополнение.Установлен новый рекорд. 04.01.2018 Сделать из мухи слона за 7 шагов.Отметьте верные и неверные утверждения. 24.10.2017 Викторина на логику № 79. |