Арифметические игры на бумаге

<< Назад к списку всех игр на бумаге

Юрий Гурин выпустил первый в России сборник, целиком посвящённый играм с карандашом и бумагой. Наряду с широко известными, есть немало новых и редких игр этого класса, а также интересных разработок автора. Описания игр дополнены систематизированными комментариями, примерами и учебными задачами.

Книги этого питерского автора будут полезны для детей, родителей, педагогов, всех любителей активного интеллектуального отдыха.

Вы можете купить его "Большую книгу игр и развлечений". Это сборник самых разнообразных игр, фокусов и головоломок. 271 страница, твердый переплет. Также обратите внимание на его книгу "Лучшие игры на бумаге".

Игра на бумаге "Море чисел"

Игра на бумаге "море чисел" придумана изобретателем игр Юрием Гуриным и опубликована в его книге "Море чудес и другие игры на бумаге".

Правила игры

1. Участники игры подготавливают на своих листах таблицы сложения для выбранного интервала целых чисел. Слагаемые в таблицах расположены произвольно.

Приведем пример.

В качестве исходных слагаемых выбраны числа от 0 до 4. Заполненные таблицы участников игры могут выглядеть так, как показано на рисунке.

Логическая игра на бумаге Море чисел

2. Рядом с заполненной рисуется пустая таблица такого же размера без исходных слагаемых. Вертикали пустой таблицы обозначаются числами, а горизонтали - буквами.

Такие же числа и буквы пишутся рядом с исходными слагаемыми своей таблицы сложения, как на следующем рисунке.

Логическая игра на бумаге Море чисел
                   Своя таблица                   Таблица соперника

3. Цель игры - определить расположение исходных слагаемых соперника.

4. Так же, как и в игре "Морской бой", игроки поочередно делают "выстрелы" по клеткам таблицы соперника, постепенно заполняя их числами.

5. Выигрывает тот, кто сумеет определить расстановку исходных слагаемых соперника за меньшее число выстрелов.

Задача 1.

Используя данные, полученные после двух выстрелов, восстановите расположение исходных слагаемых. Исходные слагаемые - числа от 0 до 2.

Логическая игра на бумаге Море чисел

В следующих задачах, используя данные, полученные после четырех выстрелов, восстановите расположение исходных слагаемых.

Задача 2.

Исходные слагаемые - числа от 1 до 4.

Задача 3.

Исходные слагаемые - числа от 1 до 4.

Логическая игра на бумаге Море чисел

Задача 4.

Исходные слагаемые - числа от 0 до 3.

Задача 5.

Исходные слагаемые - числа от 0 до 3.

Логическая игра на бумаге Море чисел

Игра на бумаге "4 знака"

Правила игры

1. Каждый участник игры (или каждая группа участников) составляет на своем листе бумаги заранее оговоренное число равенств, придерживаясь следующих правил:
- в левой и в правой части каждого равенства имеются по три числа;
- между соседними числами стоит один из знаков арифметических действий (+, -, x, :), причём, в каждом равенстве используются все четыре знака. Учитывается очередность выполнения операций (сначала умножение и деление, затем вычитание и сложение). Причем при делении не должно получаться остатка.

1.1. Ограничения на использование чисел вводятся, исходя из знаний и умений игроков. В одном из простейших вариантов разрешается использование целых чисел в интервале от 1 до 20.

2. Составив равенства, участники игры переписывают их на другие листы, заменяя при этом знаки действий звездочками, и обмениваются этими листами с соперниками.

3. Теперь нужно восстановить равенства, т.е. расставить в каждом из них вместо звездочек четыре знака арифметических действий так, чтобы равенства оказались верными. Выигрывает тот, кто справится с этой задачей раньше соперника.

А сейчас решите следующие примеры.

4 * 1 * 3 = 5 * 5 * 2

3 * 4 * 1 = 12 * 3 * 6

6 * 10 * 12 = 8 * 4 * 7

15 * 3 * 12 = 18 * 3 * 27

17 * 1 * 6 = 2 * 27 * 3

9 * 3 * 8 = 94 * 2 * 12

25 * 13 * 4 = 40 * 5 * 2

Игра на бумаге "Цифра и величина"

Правила игры

1. Участники игры выбирают интервал, в котором будут загадываться числа, например, от 0 до 50, и записывают на своих листах по любому целому числу из этого интервала.

2. Задача - определить число соперника. "Ходы" делаются поочередно. Сделать ход - значит или задать сопернику один из двух указанных ниже вопросов, или назвать свой вариант задуманного соперником числа.

3. Разрешается использовать вопросы двух типов:
а) Больше или меньше задуманное число X какого-нибудь числа N?
б) Есть ли в составе задуманного числа X цифра Y?

На вопрос первого типа следует ответ "больше" или "меньше", а при равенстве чисел X и N - "угадал". На вопрос второго типа - ответ "есть" или "нет".

4. Первый вопрос каждого игрока - первого типа, второй - второго типа и т.д.

5. Выигрывает тот, кто сумеет определить число соперника за меньшее число ходов. При равенстве числа ходов засчитывается ничья.

Иллюстративная партия (приведены записи одного из игроков)

Интервал поиска чисел - от 0 до 100.

            Вопрос       Ответ
              50         меньше
               3         есть
              36         меньше
               4         нет
              33         больше
            это 35       угадал!
  

По приведенным вопросам и ответам определите задуманное число (интервал поиска - от 1 до 70).

            Вопрос       Ответ
              30         больше
               5         нет
              49         больше
               8         есть

            Вопрос       Ответ
              35         меньше
               1         нет
              25         меньше
               7         есть
  
Новости игр и головоломок

Пройдите лабиринты на флеш

24.09.2016 Лабиринты разных размеров.

Слова, слова, слова...

09.09.2016 Словесно-интеллектуальный конкурс № 73.

Вот тебе бог, а вот тебе и пророк!

02.09.2016 Литературная викторина № 72.

Новые стихи-каламбуры.

07.07.2016 Не хуже "королей рифмы".

Слова, в словах:

07.07.2016 добавлены слова, разбивающиеся на слова.

Добавлены загадки с метаграммами.

05.07.2016 Шарадные загадки и пародии на них.

Слова, в словах:

04.07.2016 примеры, список слов, в которых прячутся другие слова.

Пополнение вопросов ребром, а также

30.06.2016 вопросы учёного, возникшие утром 1-го января.

Статья о метаграммах.

17.06.2016 Метаграмма - примеры, список метаграмм и добавлялок-вставлялок.

Бессистемное программирование.

09.04.2016 Пример программы для ассемблера FASM.