Словесные игры: Бука, или Буквенный конструктор

Кто в русском языке профан?
За словом лезет кто в карман?
Словесным играм скажем да!
Играйте в Буку, господа!

Эту замечательную словесную игру придумал питерский создатель игр на бумаге Юрий Гурин. Он также написал много книг об этих играх. Я принял решение сделать эту игру на флэш, когда поиграл в многопользовательскую словесную игру Эрудит. Я считаю, что Бука не хуже этой игры и имеет классическую внешнюю простоту и разнообразие благодаря введению гномов.

Другая наша словесная игра - "Гора слов" отличается большей народностью, она напоминает игру "Виселица".

Быстрый старт в словесной игре Бука

Выберите свою силу игры (1-2 для детей, 3 - для обычных взрослых, 4-5 - для специалистов) и составьте из предложенных случайных 10-ти букв и 2-х гномов существительные русского ЛИТЕРАТУРНОГО языка, разделяя их пробелом. Г - гном гласный, а С - гном согласный. Гном гласный превращается в любую гласную букву и Ь и Ъ, а гном согласный - в любую согласную и Ь и Ъ знаки. За более длинные слова даётся больше очков. При наборе и редактировании используются те же клавиши, что и в текстовом редакторе. В поле "Очки:" показывается разность ваших очков и очков, набранных компьютером. В скобках выводятся максимальные очки, набранные вами за текущий сеанс игр на данном уровне игры. Пользуйтесь кнопкой "Проверка", чтобы проверить, есть ли ваши слова в словаре. Когда ваши слова будут готовы, то щёлкните по кнопке "Готово".

Правила игры

В начале игры перед вами разложены случайно выбранные 10 карточек с буквами и две карточки с гномами. Гномы бывают гласными и согласными. Гласный гном обозначается зелёной буквой Г, а согласный - красной буквой С. Гласный гном в процессе игры можно превратить в гласную букву (А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я), а согласный гном - в согласную (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ). Кроме того, любой из этих гномов можно превратить в мягкий или твёрдый знак (Ь, Ъ). Ваша задача - составить из заданных букв слова по правилу кроссворда, набрать как можно больше очков и обыграть компьютер. Более длинные слова стоят дороже. За 1-ю букву в слове даётся 1 очко, за 2-ю - 2 очка, ..., за 12-ю - 12 очков. Вот таблица ценности слов в зависимости от их длины:

  • 2 буквы - 3 очка;
  • 3 буквы - 6 очков;
  • 4 буквы - 10 очков;
  • 5 буквы - 15 очков;
  • 6 буквы - 21 очко;
  • 7 буквы - 28 очков;
  • 8 буквы - 36 очков;
  • 9 буквы - 45 очков;
  • 10 букв - 55 очков;
  • 11 букв - 66 очков;
  • 12 букв - 78 очков.

Для проверки слов игрока используется "полный" словарь существительных, который был составлен командой "Пузляры" по орфографическому словарю (106000 слов, 28-е издание, 1990 г.). Это слова русского литературного языка, поэтому там не будет слов МЕНТ, ФУФЛО, КИЛЛЕР, ЛИЗИНГ и т. п. Компьютер же играет, используя словарь распространённых слов, которых намного меньше, чем слов в "полном" словаре.

Вам не надо заботиться об использовании гномов: вы просто вводите слова, разделяя их пробелом (или стрелкой вправо) и редактируете их. Слова при вводе можно повторять. Не надо переключать раскладку клавиатуры на русский или латинский: программа обрабатывает сами коды клавиш и знает, какая буква введена. Использованные буквы и гномы показываются более бледным цветом, введённая буква, в которую превратился гном, отображается цветом этого гнома. Если какой-то буквы нет, то программа превратит в неё гном, если это возможно, а если нет, то подаст звуковой сигнал. Некоторая сложность возникает с буквами Ь и Ъ: если у нас есть гном гласный и гном согласный, то который из них превратить в Ь или Ъ? Для того, чтобы дать игроку полную свободу выбора, такая буква Ь или Ъ, в которую надо превратить гном, показывается в поле ввода игрока чёрным цветом, а выбор гнома для неё откладывается до момента, когда это будет ясно.

В поле "Очки:" показывается разность очков, набранных вами и компьютером, поэтому они могут быть и отрицательными. Для каждого уровня силы игры показываются очки, набранные на этом уровне.

Вы можете менять силу игры в любой момент. Например, вы нашли удачные слова, которые дают много очков. В этом случае вы можете повысить силу игры, чтобы сделать рекорд на более высоком уровне.

Вы не можете начать новую игру, если не выбрали "Готово" в текущей игре. Если вы загрузите в это окно (вкладку) браузера страницу или закроете его, то набранные вами очки потеряются.

Эта версия игры работает пока в проверочном режиме, но все функции доступны. Возможно, кто-то захочет высказать дельный совет по её улучшению.

Отправка рекорда на сервер

На этой странице вы видите 5 таблиц рекордов для всех уровней силы игры. Если вы на каком-то уровне наберёте максимальное число очков, достаточное для попадания в таблицу рекордов, то в окне игры появится кнопка "Рекорд", щёлкнув по которой, вы сможете заполнить форму для отправки на сервер. Отправится только один рекорд для самого высокого уровня. Старайтесь выбирать для себя один, наиболее подходящий, уровень силы игры и не отправляйте рекорды для детских уровней 1 (до 12 лет) и 2 (до 16 лет), если вы старше этого возраста. Если вы стали играть сильнее, то переходите на более высокий уровень. Один игрок должен иметь не более одной записи в таблицах, это максимальное его достижение для максимального уровня игры. Если вы отправили рекорд, то за этот сеанс игры вы не сможете отправить рекорд для более низкого уровня игры.

Чтобы попасть в таблицу рекордов, надо преодолеть порог очков (для каждого уровня силы он свой), набрать больше очков, чем последний рекорд в таблице для данного уровня, и больше очков, чем вы отсылали для этого уровня игры. Вот пороги очков соответственно для каждого уровня силы игры: 300, 200, 100, 50, 25.

Не отправляйте рекордов, которые хуже, чем ваш рекорд, имеющийся в таблице. В поле формы "Ваше настоящее имя:" желательно вписать ваши имя, фамилию (и можно отчество). Помните, что вы не один с таким именем. Вычурные ники в таблицы рекордов заноситься не будут. Игнорирование двух этих правил может стать причиной игнорирования ваших рекордов. После отправки формы надо некоторое время подождять, т.к. рекорды добавляются вручную.

На сервер отправляется максимальное набранное вами количество очков за данный сеанс игр (число в скобках), поэтому отсылать рекорд надо лишь один раз в конце сеанса игр (если, конечно, вы не опасаетесь, что отключат электричество). Если вы видите кнопку "Рекорд" то всегда можете щёлкнуть по ней и посмотреть, сколько очков и за какой уровень игры будет отослано, а потом вернуться в игру, щёлкнув по кнопке "Отмена".

Задание кода игры

Поле "Код игры:", состоящее из 24-х 16-ных цифр, используется для показа кода текущей игры, а также, чтобы вы могли сыграть конкретную игру, расклад которой (кроме силы игры) определяется её кодом, и сравнить свой результат в этой игре с результатом другого игрока. Играть по коду можно, когда закончена текущая игра.

Чтобы запомнить код данной игры, протащите мышью курсор над полем "Код игры:", чтобы выделить все символы, и нажмите Ctrl-c (c латинская), чтобы запомнить эту строку в буфере обмена Windows. Вы можете вставить этот код в другой программе (напр., в текстовом редакторе) через Ctrl-v. Для задания кода игры выделите все символы и удалите их клавишей Del или Backspace (или сразу вставьте ваш код из буфера обмена через Ctrl-v). Теперь вы можете ввести свой код. Код должен содержать ровно 24 символа из диапазонов 0-9 и a-f (нижний регистр), только тогда щелчком по клавише "Играть код" вы начнёте игру по введённому коду. Сразу за полем ввода идёт поле, где отображается число цифр в поле "Код игры:". Если вы вводили свой код, то вы можете заметить, что некоторые цифры кода после щелчка по кнопке изменились. Это происходит от того, что программа обнуляет старший 2-ный разряд у каждого 8-разрядного 16-ного числа. Пока вы не уберёте фокус ввода с поля "Код игры:", вы не сможете играть, вводя символы с клавиатуры. Набранные вами очки за игру по коду отображаются в поле "Очки за код:"

Управление словесной игрой Бука

Вы можете играть с помощью клавиатуры, а также мыши, для этого есть виртуальная клавиатура. После буквы Я в ней идут клавиши пробел, минус (удаление слова под курсором), клавиши Del (удаление символа под курсором), Backspace (удаление символа слева от курсора), Esc (очистка строки ввода) и Вставка (триггер вставка/замена символа).

  • Кнопка "Новая игра" (или Ctrl-N) начинает новую игру.
  • Кнопка "Проверка" (или Enter) нужна для показа игроку, сколько очков за какое слово он набрал. Вы можете использовать её, чтобы убедиться, что набранное вами слово существует в "полном" словаре.
  • Кнопка "Готово" (Ctrl-Enter) заканчивает данную игру и показывает результат игры компьютера.
  • Кнопка "Сила:" выбирает уровень силы игры компьютера (1 - дети, 2 - юноши и девушки, 3 - взрослые, 4 - библиотекари и учителя русского языка и литературы, 5 - кандидаты и доктора филологических наук).
  • Кнопка "Играть код" даёт возможность сыграть заданную игру.
  • Щелчок по полю с очками (очками за код) обнуляет ваши очки для текущей силы игры, если они отрицательные (очки за игру по коду). Эта кнопка для очков текущего уровня силы игры действует, как переключатель: если по ней щёлкнуть, то после этого при щелчке по кнопкам "Новая игра" и "Играть код" ваши текущие очки будут равны 0, если до этого они были отрицательными. Если по этому полю щёлкнуть ещё раз, то это действие будет отменено и т.д. В начале состояние этого переключателя таково, что отрицательные очки при новой игре заменяются на 0, чтобы вы не теряли очки в случае проигрыша в какой-то игре компьютеру.
  • Щелчок по клетке в строке с заданием вставляет букву из этой клетке в позицию курсора. Щелчок по клетке в строке с вводом устанавливает на неё курсор.
  • Клавиши Backspace, Del, Ins, Home, End, стрелки влево и вправо используются аналогично, как в текстовом редакторе. Кроме того, клавиша Esc очищает сроку ввода, а клавиша минус "-" на основной клавиатуре удаляет слово под курсором.

О словарях

Кому-то может показаться, что в "неполном" словаре есть редкие слова, а в "полном" нет довольно известных слов. В этом вопросе у каждого может быть своё мнение, и на всех не угодишь. "Неполный" словарь не составлялся специально для этой игры. Если кто-то пришлёт мне "правильные" словари, то я буду рад. :-)

Эта словесная игра повышает интеллект и уровень владения русским языком. Она стимулирует увеличение лексикона (словарного запаса) играющих. Вы знаете, что значат слова БУРЛЕСК, БРИОЛИН, ФАНАБЕРИЯ, ЯТВЯГИ? Поинтересуйтесь с помощью онлайн словарей и энциклопедий. Успехов вам в словесных играх и дальнейшего роста интеллекта и уровня знания русского языка!

Таблица рекордов

ИмяСтранаРезультат

Уровень 5

Владимир Израиль 309
??? ??? 239
Марк Израиль 217
??? ??? 176
Михаил Шаталов Россия 115
Анна Латвия 108
Инна Алдона Россия 73
Юлия Чёрная Россия 63
Миклухо Россия 61
Михаил Россия 61

Уровень 4

Ликка М. Россия 149
Инна Алдона Россия 137
Олег Пасюта Украина 101
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>

Уровень 3

<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>

Уровень 2

Татьяна Россия 499
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>

Уровень 1

<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>
<пусто> <пусто> <пусто>

Последнее изменение таблицы рекордов было 7 августа 2014 г.

Словесные игры для детей 10 лет.

© Сергей Мельников, 2012 г.

Новости игр и головоломок

Пройдите лабиринты на флеш

24.09.2016 Лабиринты разных размеров.

Слова, слова, слова...

09.09.2016 Словесно-интеллектуальный конкурс № 73.

Вот тебе бог, а вот тебе и пророк!

02.09.2016 Литературная викторина № 72.

Новые стихи-каламбуры.

07.07.2016 Не хуже "королей рифмы".

Слова, в словах:

07.07.2016 добавлены слова, разбивающиеся на слова.

Добавлены загадки с метаграммами.

05.07.2016 Шарадные загадки и пародии на них.

Слова, в словах:

04.07.2016 примеры, список слов, в которых прячутся другие слова.

Пополнение вопросов ребром, а также

30.06.2016 вопросы учёного, возникшие утром 1-го января.

Статья о метаграммах.

17.06.2016 Метаграмма - примеры, список метаграмм и добавлялок-вставлялок.

Бессистемное программирование.

09.04.2016 Пример программы для ассемблера FASM.