Словесные игры: "Королевский квадрат" с примерами и вариантами игры

Игра "Королевский квадрат" - неплохая тренировка умения подбирать нужные слова. Чтобы победить в этой игре, нужно иметь также хороший запас слов. Для двоих игроков чертят квадрат 5х5, для троих 6х6 и вписывают посередине слово из пяти (шести) букв. Слова в этой игре, как обычно, нарицательные существительные в именительном падеже единственного (или множественного, если нет единственного) числа. Слово должно содержать минимум три буквы. Нельзя использовать сокращения по первым буквам (СССР, РТР) и слова с уменьшительным или наоборот значением (домик, домище) и т.д. Но подходят слова с уменьшительным значением, имеющие самостоятельное значение (глазок, лампочка). Игроки по очереди вписывают в любые пустые клетки по букве так, чтобы получилось хоть одно слово с новой буквой. Если игрок не находит такого слова, то он пропускает ход. Игра заканчивается, когда заполнены все клетки или оба игрока не могут сделать хода. Слова читаются от клетки к клетке по горизонтали, вертикали и диагонали. Но одна и та же клетка не может входить в слово дважды. Игроку засчитываются все слова, которые не встречались ранее, начальное слово тоже не засчитывается. За каждую букву каждого слова начисляется по одному очку. Выигрывает набравший больше очков.

На этой странице вы можете найти описание нашего старого пакета словесных игр на компьютер для ДОС, который прилично играет и под Windows. Это две игры и две головоломки на тему игры "Королевский квадрат".

Потренируемся на квадрате 3х3, даже на этом поле игра представляет интерес. Пусть вначале вписано слово АУТ (рис. 1). Первый игрок вписывает букву Р,

     
А У Т
     
Р    
А У Т
     
Р К Ш
А У Т
Б М С
Рис. 1Рис. 2Рис. 3.

и получаются слова ТУР, РАУТ и ТУРА (Рис. 2). За этот ход игрок зарабатывает 11 очков. Второй игрок вписывает букву К и получает слова РАК, АКР, АКТ, РУКА и УТКА (Рис. 3). Он вырывается вперед, получая 17 очков. Первый игрок ставит букву Б и получает еще 35 очков: РАБ, БАР, БАК, КУБ, БУК, БУР, КРАБ, БУКА, БУРА, БУРКА. Второй игрок, немного подумав, пишет букву М и добавляет к своему результату еще 34 очка, получая слова КУМ, БУМ, МАК, МУКА, МУРА, МУАР, КУМА, АМУР, ТУМБА. Начинающий неожиданно вписывает редко встречающуюся букву Ш, которая приносит ему 36 очков, ставя в то же время второго игрока в затруднительное положение: КУШ, ШУМ, ТУШ, ШУТ, ШУБА, ШКУРА, ШУТКА, ШТУКА, МУШКА. Второй игрок заканчивает поединок буквой С, добавляя к своей сумме еще 31 очко: КУС, СУК, СТУК, СУКА, СУМА, СМАК, КУСТ, СУШКА. В итоге - боевая ничья со счетом 82:82.

На основе игры "Королевский квадрат" существует головоломка, где одному игроку надо в течение определенного времени вписать в квадрат 3х3 оставшиеся шесть букв и набрать максимум очков. Интересен также мизерный вариант игры и головоломки, где за каждый ход игрок должен стараться набрать минимум очков. Здесь в идеале на каждом ходу нужно находить единственное слово из трех букв. Это не так просто, хотя почти всегда возможно. Здесь игрок, не нашедший слова, проигрывает.

Компьютер в эту игру почти всегда обыгрывает человека, и у него есть чему поучиться. Играя с компьютером, быстро набираешься нужных слов и понимаешь, как надо вести партию. В игре на максимум, как правило, больше очков приносят наиболее часто встречающиеся буквы. Это А, О, Е, Р, И, К, Т, Н, Л, С. Надо также стараться выйти на заветную цепочку анаграмм АВТОР-ТОВАР-ТАВРО-ВТОРА-РВОТА или РОСТ-СОРТ-ТРОС-ТОРС.

На рис. 4-6 попробуйте заполнить квадраты так, чтобы при каждом ходе получалось лишь одно трёхбуквенное слово. Компьютер это проделывает, ставя буквы по порядку слева направо и сверху вниз. На рис. 7 заполните квадрат по максимуму и попробуйте обойти игровую программу, которая набрала здесь 123 очка.

     
Я М А
     
     
Р О Й
     
     
Г А З
     
     
М О Х
     
Рис. 4Рис. 5Рис. 6.Рис. 7.

Иногда эту игру со словами также называют "Королевская балда".

© Сергей Мельников, 1996 г.

Статья о словесной игре "Королевский квадрат"

Предлагаем статью Э. Иодковского о другом варианте Королевского квадрата: с двойными ходами.

Королевский квадрат - это словесная игра, для которой не нужно ни доски, ни фигур, а достаточно карандаша и листка бумаги. Основной принцип игры - прибавление одной буквы, чтобы после каждого хода получалось новое законченное слово. А королевским квадрат называется потому, что образующиеся слова читаются как серия ходов шахматного короля по доске - на одну клетку по вертикали, горизонтали или диагонали. Правила игры предельно просты.

  1. Перед началом игры в квадрате 5x5 клеток по средней горизонтали пишется любое пятибуквенное существительное (нарицательное, в именительном падеже и единственном числе. Цель игры - заполнить все поле словами. Выигрывает тот, кто записывает более длинные слова, оценивающиеся бОльшим числом очков.
  2. Новые слова получаются прибавлением всего одной буквы в любой соседней клетке к уже записанному слову. За каждую букву вновь образованного слова начисляется одно очко.
  3. Использовать все имеющиеся буквы не обязательно, но цепочка букв, составляющих слово, должна быть неразрывной и непересекающейся. По одной и той же клетке нельзя проходить дважды.
  4. Нельзя использовать слова, уже образовавшиеся (пусть невольно) на доске.
Игра Королевский квадрат. Разметка

Играть можно одному (прекрасное времяпровождение в долгих поездках!), вдвоем или вчетвером. Для игры втроем, впятером или вшестером квадрат должен быть побольше - 6x6, а первоначальное слово - шестибуквенным. При игре вдвоем игрокам предоставляются подряд два хода каждый по одной букве - это позволяет осуществлять сложные комбинации.

Партии, как в шахматах, поддаются анализу и разбору. Приводим анализ одной партии, где в качестве первоначального, ключевого выбрано слово БАЛДА. Играют двое - будем условно именовать их "белые" и "черные". Вот ситуация после первых двойных ходов:

Игра Королевский квадрат. Начало игры

1. БЕЛЫЕ. Н 8 (буква Н на клетку 8). БАНДА (11-12-8-14-15), А 7. БАЛАНДА (11-12-13-7-8-14-15). Пять букв - 5 очков за первый ход и семь букв в слове - 7 очков за второй ход. Итого 12 очков, максимально возможное число в данном случае. Первые ходы, как и последние, - самые трудные, это уравновешивает шансы противников. В данном случае первым ходом белых найти шестибуквенный вариант невозможно.

ЧЕРНЫЕ. В 6. ЛАВАНДА (13-12-6-7-8-14-15). Ш 16. ШАЛАНДА (16-12-13-7-8-14-15). Итого 14 очков: легко доказать, что это также максимально возможное число при данном ходе. Отметим, что буква "в" для "лаванды" может быть поставлена только на клетку 6, а "ш" для "шаланды" - на любую из трех клеток: 16, 17, 18. За игроком остается свобода выбора.

Черные удачно ответили и выигрывают 2 очка. Белым нужно получить следующим ходом как минимум 14 очков. Увы, анализ показывает, что это невозможно. Есть семь вариантов, но каждый из них дает только по 13 очков:

  1. ВАНДАЛ, БАЛЛАДА
  2. БУЛАВА, БУЛАВКА
  3. БАЛАНС (ЛАВСАН), САВАННА
  4. ШАЛАВА, ШАРАБАН
  5. ГЛАВА, АВАНГАРД
  6. БАЛКА, КАРНАВАЛ
  7. НАВАР (БАРДА), ЛАБАРДАН.

(Лабардан - свежепросоленная треска. Помните, в "Ревизоре" Хлестаков говорит: "Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба?" "Лабардэн-с",- отвечает Земляника..

Смысл права двойного хода в том, что первое слово подготавливает плацдарм для второго. Увлеченные неожиданным словом "лабардан", белью останавливаются на седьмом варианте. Увы, именно "лабардан" ведет их к проигрышу, ибо черные через "шарабан" приближаются к девятибуквенному 'испанскому танцу "сарабанда". Вот положение после вторых двойных ходов:

Игра Королевский квадрат. Продолжение игры

БЕЛЫЕ. Р 18. НАВАР (8-7-6-12-18). Н 10. ЛАБАРДАН (13-12-11-17-18-14-15-10). Итого 13 очков.

ЧЕРНЫЕ. А 17. ШАРАБАН (16-17-18-12-11-7-8). С 23. САРАБАНДА (23-17-18-12-11-7-8-14-15). Итого 16 очков! Разрыв - 5 очков.

Рассмотрим ситуацию после третьих двойных ходов:

Игра Королевский квадрат. Окончание игры

3. БЕЛЫЕ. И 4 БАРАНИНА (11-17-18-12-8-4-10-15). К 1. КАБАНИНА (1-7-11-12-8-4-10-15). Итого 16 очков.

ЧЕРНЫЕ. Г 22. КАБАРГА (1-7-11-12-18-22-17). Т 3. ГАЛАНТИН (22-17-13-7-8-3-4-10). Итого 15 очков. (Галантин - блюдо из рубленой курицы с горошком). Разрыв - 4 очка.

После четвертых двойных ходов положение выглядит так:

Игра Королевский квадрат. Конец игры

4. БЕЛЫЕ. А 2. КАВАТИНА (1-2-6-7-3-4-8-12). П 21. ПАЛАНТИН (21-17-13-7-8-3-4-10). Итого 16 очков. (Палантин - меховая накидка).

ЧЕРНЫЕ. Ж 20. ПАРАНДЖА (21-17-18-12-8-14-20-15). А 19. ГРАЖДАНИН (22-18-19-20-14-15-10-4-8). Итого 17 очков. Разрыв - снова 5 очков.

Белые пытаются уйти от поражения. Последним двойным ходом они находят два слова - десятибуквенное "скарлатина" и девятибуквенное "каталажка". Но черные не уступают им: восьмибуквенный "карандаш" и одиннадцатибуквенный "набалдашник" дают в сумме тоже 19 очков. Вот финальная картина:

Игра Королевский квадрат. Финальная позиция

5. БЕЛЫЕ. К 24. СКАРЛАТИНА (23-24-19-18-13-7-3-4-10-15). А 25. КАТАЛАЖКА (1-2-3-7-13-19-20-24-25). Итого 19 очков.

ЧЕРНЫЕ. Ш 9. КАРАНДАШ (24-19-18-12-8-14-15-9), К 5. НАБАЛДАШНИК (8-7-11-12-13-14-15-9-10-4-5). Итого 19 очков. Черные выиграли со счетом 5:0. Попутно образовался неиспользованный "кавардак".

Заметим, что в действительности эта партия игралась в одиночку, с задачей - набрать при помощи 20 слов возможно большее количество очков. В итоге общее количество очков - 157, это неплохой результат. При реальной игре вдвоем противники обычно мешают друг другу получить самые длинные слова.

Обычно партия продолжается минут 20. Тугодумам хорошо играть с шахматными часами, причем лимит времени на каждые 5 двойных ходов - 10 минут, итого 20 минут на партию.

Возможен и блицтурнир. Подчеркиваем, что именно правило двойных ходов позволяет подготавливать и осуществлять самые интересные варианты. Словесная игра Королевский квадрат развивает эрудицию и сообразительность, обогащает словарный запас и приучает мгновенно перебирать в мозгу десятки вариантов: ведь каждая буква в середине доски входит в 16 двойных (в обе стороны) сочетаний, а число тройных сочетаний даже вычислить трудно.

Наконец, у этой игры есть еще одно полезное качество: в нее можно играть и одному, стремясь набрать как можно больше очков. Удастся ли кому-нибудь превысить 157?

Словесная игра "Королевский квадрат" для детей от 14 лет.

Новости игр и головоломок

Пройдите лабиринты на флеш

24.09.2016 Лабиринты разных размеров.

Слова, слова, слова...

09.09.2016 Словесно-интеллектуальный конкурс № 73.

Вот тебе бог, а вот тебе и пророк!

02.09.2016 Литературная викторина № 72.

Новые стихи-каламбуры.

07.07.2016 Не хуже "королей рифмы".

Слова, в словах:

07.07.2016 добавлены слова, разбивающиеся на слова.

Добавлены загадки с метаграммами.

05.07.2016 Шарадные загадки и пародии на них.

Слова, в словах:

04.07.2016 примеры, список слов, в которых прячутся другие слова.

Пополнение вопросов ребром, а также

30.06.2016 вопросы учёного, возникшие утром 1-го января.

Статья о метаграммах.

17.06.2016 Метаграмма - примеры, список метаграмм и добавлялок-вставлялок.

Бессистемное программирование.

09.04.2016 Пример программы для ассемблера FASM.